Выбираем AV-усилитель и ресивер

Написано: пятница, 19 ноября 2010 г. автор Серго Ярлыки: , , , , , , , , ,
0

1. Производители нередко заявляют мощность своих интегральных аппаратов в 7х100, 7х150 и даже 7х200 Вт. Между тем по паспортным данным пиковое энергопотребление этих устройств обычно не превышает 500-600 Вт. В чем тут секрет - неужели компании изобрели "вечный двигатель"?!

Конечно же, нет. Указанная мощность в 7х200 Вт является довольно условным значением - реально она достижима лишь при энергопотреблении свыше 3000-3500 Вт. Обычно такие цифры приводятся с учетом того, что на стандартной звуковой дорожке с многоканальной записью лишь два канала функционируют на полную мощность, а остальные задействованы на 10-20%. Звуковые импульсы могут "перетекать" в другие каналы, но работа всех семи усилителей в режиме полной нагрузки на современных саундтреках вряд ли возможна. А указание одинаковой мощности для всех каналов подразумевает соответствие их мощностных характеристик требованиям Dolby/DTS. Если же вы хотите выяснить реальную мощность устройства - обращайте внимание только на энергопотребление. Так, при указанных 600 Вт пикового потребления при КПД в 40% вы получите 7х34 Вт, а никак не 7х200 Вт. Это открытие наверняка станет для многих шокирующим фактом.

2. На совместимость с какими звуковыми форматами стоит обращать внимание при покупке AV-компонента?

На сегодня самыми прогрессивными форматами для домашнего кино являются DTS 96/24, DTS Discrete 6.1 и Dolby Digital EX. Если ресивер в состоянии их декодировать, вы можете уверенно смотреть в будущее.

3. Что такое THX?

Это сертификация от студии Джорджа Лукаса, предполагающая наличие ряда настроек звукового поля для использования с совместимой акустикой и особые требования к усилителям. Наиболее жесткие условия предусматривает сертификат THX Ultra 2 - он подразумевает использование удобного бас-менеджмента и имеет крайне жесткие допуски к мощности устройств. Если ваш ресивер украшен таким значком, вам обеспечена его работа с колонками почти любой сложности. Тем не менее сам режим THX на ресивере рекомендуется включать только при наличии соответствующих громкоговорителей - он, например, устанавливает нижнюю частоту среза для всех каналов, перераспределяет бас на сабвуфер и уменьшает уровень высоких частот, что не всегда будет правильно при использовании обычных колонок. Впрочем, вам стоит попробовать - на некоторых дорожках такое решение может показаться более выигрышным.

4. У меня небольшие напольные колонки с граничной частотой воспроизведения баса 55 Гц. Судя по инструкции к ресиверу, все равно рекомендуется использовать настройку "Small" для всех каналов - так ли это?

Производители очень сильно перестраховываются с этим параметром. Применение режима "Small" в настройках размера акустических систем оправданно лишь при использовании очень маленьких сателлитных громкоговорителей с нижней границей по басу от 80 Гц. Во всех иных случаях используйте настройку "Large" - поскольку в форматах DD/DTS полоса воспроизводимых частот составляет 20 Гц - 20 кГц на все основные каналы системы, вы получите более сбалансированный и мощный звук с меньшими искажениями, которые вызываются перенаправлением всей басовой составляющей на сабвуфер.

5. Зачем нужен интерфейс iLink?

iLink - аналог компьютерного интерфейса FireWire, и предназначен он для передачи цифровых аудиоданных с полноценной обратной связью, что минимизирует джиттер (временную нестабильность тактовых импульсов). Помимо того что вам не надо будет использовать шесть дорогих аналоговых кабелей для подключения источника сигнала SACD/DVD-Audio, вы еще получите серьезный выигрыш на обычных компакт-дисках (сигнал PCM наиболее подвержен джиттеру) и в звучании DVD-A. Преимущества для SACD имеют место не всегда - только в том случае, если цифровой поток DSD не транскодируется в РСМ. Отмечу, что не все производители используют интерфейс iLink, универсальный для любого типа сигналов, - в версии Sony он, например, служит только для передачи данных с SACD.

6. Что такое системы автоматической настройки аппаратов?

При подготовке ресивера к работе вам предлагается отстроить уровень сигнала для каждого канала и выставить время задержки звука - в зависимости от параметров вашей комнаты и расстановки акустических систем. На слух это довольно утомительная процедура - ее лучше проводить с помощью измерителя звукового давления (SPL-метра; самые дешевые образцы стоят от $40 и представляют собой измерительный микрофон с дисплеем-индикатором). Кроме того, этот тип настройки не в состоянии минимизировать искажения звука из-за отражений в зале. Самые новые аппараты имеют встроенный модуль автокалибровки, которая осуществляется в автоматическом режиме. Вам лишь надо разместить входящий в комплект поставки измерительный микрофон в месте расположения головы слушателя и включить настройку ресивера - за 20-30 минут, проведя ряд тестов, он все сделает самостоятельно. Обычно в эту систему включены и многополосные эквалайзеры на все каналы - их задействование поможет заметно снизить уровень резонансов в зале, подогнав частотную характеристику комплекса к идеальной для данного типа помещения. Поэтому наличие описанной функции является несомненным и очень важным преимуществом.

7. Почему вы обращаете такое внимание на вес ресивера?

Достижение нормальной выходной мощности прямо связано с массой трансформатора AV-компонента - именно поэтому в большинстве случаев работает простое правило: чем больше аппарат весит, тем он мощнее. Соответственно, тем стабильнее ресивер будет работать с различными акустическими системами.

8. Что такое встроенный видеоскалер?

Ресиверы могут использоваться не только для коммутации множества источников звука, но и для видеокоммутации. В этом случае очень важно наличие встроенного преобразователя типа сигналов - чтобы сигналы с устройств, подключенных по S-Video и композитному входу, можно было вывести через наиболее качественное компонентное соединение. Тогда вам понадобится протянуть лишь один кабель от ресивера до вашего телевизора или проектора, а все видеоисточники можно будет закоммутировать на ресивер. Очень важным в этом случае является и присутствие "улучшайзера" сигналов, который дополнительно обрабатывает видеоданные и выводит их в "родном" для видеоприемника формате - например 720p для телевидения высокой четкости. Обычно этот модуль реализуется на базе чипа DCDi - и его наличие является несомненным преимуществом для устройства.

9. Насколько важен центральный процессор ресивера?

Производители зачастую не любят указывать данные "из-под капота" своей аппаратуры, однако то, какие DSP и ЦАПы (об этом ниже) в ней использованы, исключительно важно. Декодирование многоканального звука в DD/DTS - весьма сложное дело, требующее серьезных вычислений. В современной архитектуре ресиверов и процессоров обычно применяется несколько чипов на основную работу и один-два на со-процессинг, что позволяет достигать общей разрядности системы в 96 бит (еще пару лет назад выдающимся показателем было 24 бита). Данные тактовой частоты и вычислительной мощности процессоров можно всегда найти на сайтах производителей - в частности, новые версии (например ADSP-21365) известных чипов SHARC обладают тактовой частотой в 300 МГц и производительностью 1800 МФЛОП. Младшие образцы - скажем, ADSP-21065L - имеют характеристики 66 МГц и 198 МФЛОП.
Более подробные данные приведены на сайте производителя http://www.analog.com/IST/SelectionTableProcessors/?selection_table_id=67. Наиболее мощный чип на сегодня выпущен Texas Instruments - его тактовая частота равна 1 Гц.

10. Почему так акцентируется внимание на ЦАПах AV-компонентов?

Преобразование звука из цифровой формы в аналоговую - пожалуй, наиболее сложный процесс в мире современного аудио. Именно поэтому важнейшими деталями устройств становятся цифро-аналоговые преобразователи, или ЦАПы. Современные ресиверы имеют новые чипы с характеристиками 24 бита/192 кГц, что позволяет обеспечить совместимость с DVD-A и увеличивать показатели сигнала для DD/DTS и других форматов. Но не все ЦАПы одинаковы. Например, аудиофильский Burr-Brown PCM1704 используется многими производителями техники класса High End и обладает соотношением "сигнал-шум" в 120 дБ, динамическим диапазоном в 112 дБ и максимальной частотой сэмплирования в 768 кГц. Его стоимость в оптовых партиях - от $13,6 до $23,6 за штуку. А вот PCM1791 стоит "всего" $3,15.
Более подробные данные вы найдете на сайте http://focus.ti.com/docs/search/paramsearch.jhtml?tfsection=param_table&templateId=5275&showAssociated=false&familyId=582

11. Чем AV-ресивер отличается от AV-усилителя?

Ресивер содержит блок тюнера, что позволяет слушать радио - AV-усилитель лишен этой опции.

12. Как можно улучшить звук моего ресивера?

Если это касается внешних изменений (мы не будем касаться кардинального тюнинга конструкции), то прежде всего купите хорошие акустические кабели - затратив на них около 5% от стоимости вашей системы. Вторым этапом станет замена сетевого шнура для вашего аппарата - специализированный кабель обойдется в $50-90. Попробуйте отказаться от стандартного шасси и установите аппарат на конусы - тогда, затратив еще $50-60, вы получите хорошее подавление внешних резонансов. А главным фактором будет повышение мощности ресивера - интегральные системы, как сказано выше, на деле не могут обеспечить высокую выходную мощность. Поэтому купите усилитель мощности и задействуйте его на два фронтальных канала - вы получите ощутимый выигрыш в качестве звука. Для этой цели подойдет не только Hi-Fi-техника, но и профессиональные аппараты, например Alesis.

13. Какое помещение минимально необходимо для нормального функционирования домашнего кинотеатра?

При использовании полноценных разделенных систем, а не комплексов "все в одном", вам нужна площадь зала в 17-18 м2. Желательно, чтобы в нем были по крайней мере один-два ковра и мягкий диван - тогда получится неплохая первоначальная обработка по части подавления отраженных звуковых волн. Предусмотрите стеклопакеты и хорошую дверь и минимизируйте количество "звонких" предметов мебели - вроде шкафов со стеклянными дверцами. При установке колонок стремитесь размещать их по окружности вокруг слушателя.

14. Я подключил к моему ресиверу акустику M&K, но получил какой-то странный "ватный" звук. Кроме того, устройство стало разогреваться, словно горячий чайник. В чем дело?

Большинство акустических систем M&K имеет сопротивление 4 Ома и ниже, что диктует жесткие требования к усилительной части вашего ресивера. Скорее всего, ваш аппарат оптимизирован для работы с легкой акустикой (сопротивление не меньше 6-8 Ом) - поэтому налицо и провалы в динамике звучания, и перегрев силового трансформатора устройства. Обратите внимание на инструкцию - в ней минимальный импеданс громкоговорителей должен быть обязательно указан. Возможно, вам необходимо будет сменить или ресивер, или колонки.

15. Я прочитал про экранные меню ресивера, но не понимаю, как мне воспользоваться ими - ведь к аппарату подключены лишь акустические системы и DVD-плеер.

Если вы не используете ресивер как видеокоммутатор, то для отображения экранных меню необходимо подключить "мониторный" выход аппарата к любому телевизору. Тогда на его экране появится простейший выбор настроек, с помощью которых вы сможете быстро подготовить ваш ресивер к работе. Собственно, обо всем этом точно написано в инструкции.

16. Меня беспокоит заметный шумовой фон в акустике - даже без сигнала, просто при включенном ресивере. Отчего это может быть?

Первым делом проверьте, имеет ли вилка сетевого шнура вашего аппарата выход на заземление (третий провод). Если да, то предусмотрите заземление в системе электроснабжения вашей квартиры и поставьте евророзетку - шум, скорее всего, уйдет. Если же ресивер не оснащен системой заземления на сетевом шнуре, вы можете поискать штекер "Gnd", который следует заземлить, или же заземлите сам корпус устройства - припаяв к нему тонкий кабель, соединенный с "землей" электропитания квартиры. Только ни в коем случае не заземляйте устройство на батарею отопления или нечто подобное - результаты могут быть непредсказуемыми.

17. Какая профилактика и уход необходимы ресиверу?

Всегда используйте сетевой фильтр питания. Старайтесь, чтобы устройство не было постоянно включено в сеть в режиме Stand By. Хотя прогрев благотворно влияет на звучание усилителя, но скачки напряжения и отключения питания, столь свойственные нашей сети, могут привести к неприятным сюрпризам даже при использовании фильтра - придя домой с работы, вы можете обнаружить аппарат в полностью включенном состоянии. От пыли во время "отдыха" технику защитит синтетическая накидка из целлофана, а периодическая протирка влажной тканью будет поддерживать корпус устройства в хорошем состоянии. Контролируйте температуру ресивера - если летом в тридцатиградусную жару вы слушаете аппарат несколько часов, он вполне может перегреться. То же самое касается и влажности - не стоит смотреть кино в комнате со свеженаклеенными обоями, когда уровень влажности приближается к 100%.

18. У меня большая коллекция компакт-дисков и хороший CD-плеер, который я хочу использовать в связке с ресивером. Но я слышал, что ряд аппаратов осуществляет оцифровку всех входящих аналоговых сигналов, а их предварительные каскады работают не независимо, а в связке с усилителями мощности, что приводит к деградации звука. Это так?

Ситуация, которую вы описали, существует только в самых дешевых устройствах. При цене ресивера от $1000 вы можете быть уверены - почти вся подобная техника оснащена независимыми (и качественными) предварительными усилителями, а также функцией "Direct" для отключения DSP или иными схемами для прямой работы с аналоговым стереосигналом без оцифровки.

19. У меня есть проигрыватель виниловых дисков. Могу я использовать его в системе, центром которой будет ресивер?

По поводу деградации звука - смотрите ответ на предыдущий вопрос. Кроме того, дополнительно проверьте наличие в выбранном ресивере встроенного фонокорректора, иначе вам придется потратить $100-400 на аналогичный внешний блок.

20. У меня есть семь профессиональных активных мониторов - со встроенными усилителями. Логичными выходом для создания полноценной системы является покупка процессора многоканального звука, но эти устройства кажутся мне слишком дорогими, к тому же показатели установленных там ЦАПов и DSP выглядят устаревшими в сравнении с самыми новыми ресиверами. Могу ли я построить AV-систему на базе ресивера?

Да, безусловно. Только сначала выясните, есть ли на выбранном вами аппарате многоканальный выход с предварительного усилителя - так называемый "Pre-out" 5.1 или 7.1. Что касается внутренностей ресиверов и процессоров, то, действительно, наиболее технологичными сегодня представляются новые дорогие ресиверы - именно на них фирмы-производители делают главную ставку, и именно они (по меркам технического прогресса) кажутся самыми "скоростными" устройствами. Процессоры сейчас несколько запаздывают в скорости обновления своей начинки - но на многоканальный звук влияют не только ЦАПы и DSP, а еще и операционные усилители, трансформаторы питания и многое, многое другое. Поэтому здесь нельзя сделать однозначный вывод, но идея применения ресиверов с активными колонками или отдельными усилителями крайне интересна. Ведь основной минус всех интегральных аппаратов - слабые мощностные возможности, и в решении этой проблемы может помочь даже простой стереоусилитель, задействованный на фронтальные каналы в помощь ресиверу.

На сегодня все дорогие читатели...

0 коммент: